Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Рынки под угрозой исчезновения?

Все мы помним, с каким воодушевлением воспринималось определенными слоями и группами продвижение в регионы крупных торговых сетей. Как много говорилось о том, что вот, наконец то и у нас все будет «как у людей» — красиво, культурно и безопасно. Как под шумок эйфории продвигались законы и нормы, направленные на создание режима максимального благоприятствования сетевикам. Иногда – без учета остальных форм торговли. И уж точно – такой, прежде одной из самых распространенных и наиболее любимых ростовчанами ее форм, как рынки.

В результате такого подхода, за 11 лет с момента окончательного вступления в силу 271 Федерального закона «О розничных рынках» их количество в области сократилось в 4 раза – с 222 в 2007 до 53 в 2019 году. Фактически было ликвидировано более 50 тыс. торговых (а значит и рабочих) мест.

Но даже и это, возможно, не самое главное. Намного печальнее то, что рядовые, особенно мелкие сельхозтоваропроизводители, фактически утратили возможность реализации произведенной продукции. Ибо как бы красиво не представляли себя сами сети, ни для кого не секрет, что пробиться на их полки простому смертному невозможно.

Значит ли это, что сети плохие? Нет. Это всего лишь говорит о том, что любая идея, будучи доведена до крайности, приводит к результатам, прямо противоположным тем, ради которых она затевалась. Так что обеспокоенность региональных властей сложившейся ситуацией можно понять. Как и то, что именно они прилагают наибольшее количество усилий, для ее выправления. Примером чему стало решение о создании рабочей группы при Комитете по экономике областного Законодательного Собрания. Комментирует заместитель председателя Комитета Виктор Халын.

– Виктор Геннадьевич, чем вызвана необходимость создания рабочей группы и почему именно сейчас?

– Нельзя сказать, что власти региона обратили внимание на проблему сегодня или вчера. Работа по смягчению требований 271 закона и сглаживанию некоторых его последствий велась на протяжении всех этих лет. Депутаты Заксобрания неоднократно обращались и в Минпромторг, и в Государственную Думу с предложениями и инициативам. Пока что без особого результата. Другое дело, что у нас осталось меньше года, когда рынкам придется выполнить одно из самых жестких требований – по переводу в капитальные здания и сооружения. И здесь мы можем столкнуться с тем, что рынки исчезнут совсем.

– Может быть это и к лучшему? Где еще в мире существуют рынки?

– Во-первых, везде. И в самых развитых и экономически благополучных стран от этого формата никто не отказывался, и не собирается. Во-вторых, в нашем регионе особенно, рынки выполняют jогромный набор социально значимых функций. От обеспечения людей свежей сельхозпродукцией. То, чем сетевики, скажем честно, порадовать могут не всегда. До рабочих мест, возможности обеспечивать семью. Что особенно актуально для сельской местности.

– При этом без протекционизма со стороны власти они со своей задачей не справляются.

– Представьте себе, что значит перевод в капитальные здания и сооружения. На круглом столе в Законодательном Собрании, в ходе которого, по предложению председателя Комитета по бюджету Андрея Владимировича Харченко и было принято решение о создании постоянной рабочей группы. Юрий Иванович Муковоз озвучил цифру 600 млн. рублей. Во столько обошлось выполнение всех требований и условий Центральному рынку Ростова. Естественно, это потребовало привлечения кредитных ресурсов. Понятно, что в других муниципальных образованиях сумма будет меньше. Но учитывайте, что у них и обороты другие и возможностей получить кредит, мягко скажем, не очень много. И даже это не самое главное.

– Что же тогда?

– Очень показательные факты привела в своем докладе директор областного департамента потребительского рынка Ирина Вячеславовна Телларова. Одно дело справляться, когда ты находишься в равных условиях с другими. Другое дело, когда ты единственный вышел на дистанцию с пудовыми гирями на ногах.

– А рынки у нас чем-то отягощены?

– К рынкам у нас выдвигаются требования, которые больше не применяются ни к одной форме торговли. Это касается и условий торговли. И правил торговли. И целого ряда требований. И штрафов, которые кратно превышают аналогичные штрафы для тех же сетевиков. И требований со стороны проверяющих органов. Геннадий Валентинович Николаев, директор Северного рынка, в качестве примера привел выписанный штраф за несоблюдение правил обращения с экологически опасными отходами. Знаете, что это за отходы? Это обычный уличный мусор, который бросают проходящие по улице горожане, к рынку отношения не имеющий. А штраф, на минуточку, не сто и не тысяча рублей. Штраф с пятью нулями. Кстати, именно предложение отменить 271 закон и распространить на рынки действие 381 Федерального закона «об основах регулирования торговой деятельности» стало одной инициатив, которые областной департамент потребрынка выносит на государственную Думу совместно с федеральным минпромторгом. Согласитесь, это не совсем нормально, когда вся торговля от малой до великой регулируется одним законом, и только для рынков написан отдельный, специальный, особый закон. Если уж говорить о нормальной конкуренции, то она предполагает если не равенство возможностей, так хотя бы равные условия для всех.

– Я правильно понимаю, что на круглом столе, на котором было решено создать рабочую группу, в качестве основного выхода было предложено отменить 271 закон? И именно этим она займется?

– Давайте будем откровенными: как справедливо заметил Игорь Владимирович Бураков, председатель Комитета по экономической политике, при котором и будет создана рабочая группа, отмена закона очень сложная и в любом случае очень длительная процедура. А первое января 2020 наступит – оглянуться не успеешь. Поэтому ее можно принять в качестве долгосрочной цели, но начать надо с решения более актуальных вопросов.

– Например?

– Ассоциация рынков и департамент подготовили целый ряд предложений. Я бы сейчас отметил в качестве первоочередного из них – продлить переход в капитальные здания и сооружения до 2030 года. Сохранить для сельскохозяйственных и кооперативных рынков, особенно в малых городах и сельских муниципальных образованиях, возможность работать вне капитальных строений. Дайте селянам возможность спокойно реализовать продукцию ЛПХ. Посмотрите, что стало с мясом, после того, как запретили забой скотины вне специально оборудованных боен. В ЛПХ стало больше скота? Или наоборот, его поголовье сократилось? Мяса стало больше и оно стало дешевле? Те же самые он-лайн кассовые аппараты. Во-первых, большинство (если не все) предпринимателей на рынке – плательщики ЕНВД, им кассовый аппарат не нужен. Во-вторых, у нас что в каждом селе есть устойчивый интернет? Далеко не везде, особенно в дальних районах. Тогда зачем вводить людей, и без того не жирующих. В дополнительные расходы? Как правильно заметил представитель торгово-промышленной палаты, государство хочет удовлетворить свое любопытство и сделать это за счет предпринимателей. Я уже говорил выше о благих намерениях. Так вот прежде, чем устилать ими дорогу, необходимо создать условия, при которых можно будет по ней пройти, не споткнувшись.

Виктор Халын, депутат ЗС РО VI созыва по волгодонскому одномандатному округу №13
8 (918) 517-27-02, 8 (988) 257-29-89
e-mail: deputat@khalyn.ru